Похороны по-буржуйски
28/06/2010
Что мы знаем о российском рынке ритуальных услуг? Скорее всего, ничего. Тем, кто непосредственно сталкивался с печальной процедурой погребения, известно, что этот рынок крайне криминализирован и монополизирован – недаром им давно интересуется Федеральная Антимонопольная Служба, не предпринимая, впрочем, активных действий. Более того, веяния нового времени этого рынка, кажется, почти не коснулись. Как бы цинично это не звучало, это – тоже рынок, со своими законами и со своими возможностями получить прибыль путем предоставления клиенту качественного “ритуального” продукта, который может включать в себя множество составляющих.
Обратимся к зарубежному опыту. Там существует множество агентств, которые по желанию клиента могут сделать почти все, что угодно. В развитых странах принято не “откладывать на похороны”, а заранее, скажем, по достижению соралетнего возраста, когда о конце жизни все же уже начинает задумываться любой здравомыслящий человек, заключает договор с организацией, предоставляющей ритуальные услуги. Причем набор дополнительных опций, который он может выбрать, чрезвычайно широк. Фактически, можно заранее прописать всю церемонию, по которой будут проходить похороны. С одной стороны, это не очень в российских традициях, а с другой – представляется весьма разумным. И этот договор может ждать своего печального часа не один десяток лет.
Сможет ли подобный механизм работать на российской почве? Увидим. За его реализацию взялись далеко не самые последние менеджеры страны – Сергей Лысенков три года возглавлял сеть магазинов быстрого питания “Ростикс”, а Владлен Ловцов такой же срок “оттрубил” в “Мосмарте” на должности финансового директора. В настоящий момент они возглавляют организацию ВМК, которая до 2009 года предоставляла ритуальные услуги весьма ограниченному набору лиц, а именно – военнослужащим и членам их семей. Теперь же целевую аудиторию решено расширить. Ребята говорят, что “ритуальная отрасль” – одна из последних в стране, где еще можно сделать что-то реально новое, где возможно предложить совершенно иной качественный уровень услуг, которых так не хватает клиенту.
Метки:бизнес, менеджмент