83. Основы маркетинга
Хотелось бы высказать два соображения, которые мы пытались реализовать в хо’де изложения.
Во-первых, мы исходим из того, что маркетинг не столько научная теория, сколько деятельность производственной единицы (предприятия, объединения, кооператива и т. п.) по продвижению товаров к конечным потребителям через посредство рынка. Производитель выступает активным субъектом, этой деятельности, которую он ведет в соответствии со своими знаниями, компетенцией и фантазией. На протяжении всех лекций мы обращаемся к Вам как к организатору производства, заинтересованному в том, чтобы его товар нашел своего потребителя. Мы старались изложить то, что может быть для Вас полезным в такой работе. Одновременно мы уверены, что Ваше творчество и опыт подскажут Вам, как и обогатить то, что мы предлагаем.
Во-вторых, мы исходим из того, что заниматься маркетингом —значит постоянно думать о потребителе — Вашем контрагенте. Думать о нем — значит представлять себе многообразие возможных его запросов, которые необходимо удовлетворить. А значит, маркетинг — это деятельность с множеством альтернатив, деятельность, формирующая множество различных решений.
По этим двум соображенииям мы считаем весьма своевременным познакомить с основами маркетинга современных хозяйственных руководителей. Возражения против изучения маркетинга, мотивируемые отсутствием реального рынка в СССР, несвободой предприятий, низким уровнем деловой культуры, в скором времени будут преодолены.
Мы постарались построить изложение материала таким образом, чтобы чтение лекций было нескучным и понятным. Конечно, мы постарались охватить сферы маркетинга достаточно полно. Углубить и расширить знания по тем или иным разделам Вы можете как в ходе своей практической деятельности, использующей подсказанные нами приемы, так и прочитав рекомендованную литературу, приведенную в конце курса.