Адам Смит – шотландский чудак
В поисках пищи следует обращаться не к щедрости мясника, булочника или пивовара, а к их личным интересам. Мы адресуем наши просьбы не к их гуманизму, но к их собственному отношению к себе и всегда должны говорить не о наших потребностях, а о их преимуществах.
Пожалуй, именно эта цитата из самого известного труда Адама Смита служит манифестом отношения к жизни сегодняшнего западного общества. В самом деле, за прошедшие века принцип «невидимой руки» прочно вжился в психологию жителей этих стран. И, надо сказать, если говорить об экономических отношениях, он более чем справедлив и верен.
Кто бы мог подумать, что философ по образованию, вроде бы ничем не примечательный представитель среднего класса шотландец с самой заурядной фамилией произведет революцию в экономике, повлияв не только на родную страну, но и (через шотландцев-переселенцев) на принципы устройства заокеанских Соединенных Штатов?
Представить себе такое было сложно. Рассеяный, по выражению многих современников, с «безумным» взлядом Адам Смит был никудышным оратором. Но тем не менее лекции в университетах (презирая Оксфорд и гораздо выше ставя Глазго) он читал: по риторике, по художественной литературе и… по «достижению богатства» (progress of opulence). Именно последняя тема стала в конце концов волновать его больше всего, хотя на пути к ней Смит и опубликовал весьма занимательную «Теорию нравственных чувств».
Еще не достигнув сорокалетнего возраста, Смит получил степень доктора права в университете Глазго. Однако, по-видимому, однообразная работа наскучила ему. Он уже знал, о чем будет его самый значительный труд, оставалось только написать его. Поступив воспитателем ребенка к одной богатой особе, все свободное время он стал посвящать книге. И вот, в 1776, было опубликовано первое издание величайшего труда экономики – Исследование о природе и причинах богатства народов (An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations)
Вряд ли многие из наших читателей захотят целиком осилить 900-страничный труд шотландца, поэтому особо интересующимся предлагаем ознакомиться с кратким представлением этой книги доктором экономических наук В.С.Афанасьева.
Говоря же кратко, стоит отметить, что в то время еще не существовало терминов «экономика», «капитализм» и т.д. Красной нитью через все сочинение проходит мысль о благотворности влияния частной инициативы на общий прогресс государства. Это верно в абсолютном большинстве случаев, убежден Смит. Государство должно лишь выполнять роль арбитра: писать правила игры и следить за их соблюдением, но ни в коем случае не вмешиваться в свободный рынок. Этот рынок сам установит наиболее справедливую цену на все факторы производства – труд, землю и капитал.
Количество переизданий «Богатства народов» не поддается исчислению. Огромное влияние этот труд оказал и на российскую интеллектуальную элиту того времени, а Пушкин даже запечатлел шотландца в своем бессмертном произвдении, когда расписывал привычки Евгения Онегина:
Бранил Гомера, Феокрита,
Зато читал Адама Смита
И был великий эконом
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.