88. Внешние факторы
Внешние факторы в основном таковы:
- — физическая среда;
- — политическая система; правовое регулирование;
- — демографическая среда;
- — социально-культурная среда;
- — конъюнктура рынка;
- — конкуренты;
- - потребители.
Внешние элементы комплекса маркетинга иногда называют в литературе неконтролируемыёмыми элементами, так как с точки зрения предприятия ничего нельзя сделать, чтобы изменить их, или ослабить их влияние. О них просто помнить и учитывать в своей деятельности.
Рассмотрим эти элементы последовательно с небольшими иллюстрациями.
Физическая среда. С 1960-х годов общественное внимание к состоянию физической среды, как влияющего на призводственную деятельность фактора, значительно возросло. В 1970 году появился термин эко-катастрофа. Возникли ограничения, связанные с возможностью использования естественных ресурсов. Планирование производств, требующих затрат природных ресурсов, сырья, энергии, становится все более затруднительным. Одновременно более жесткими, как со стороны правительственных органов, так и населения, стали экологические требования к качеству производимой продукций. Таким образом, производственникам при принятии решений о дальнейшем .производстве продукции или переходе к новым товарам следует учитывать требования экологии. Ярким примером стала специализация уже существующих или новых фирм скандинавских стран, где экологическое сознание развито, пожалуй, в наибольшей степени, на производстве оборудования, использующие нетрадиционные источники энергии (ветра и солнца), особенно для небольших жилых образований.