92. Механизм рынка
Механизм рынка информирует о полезности продукта, указывает направление и характер изменения производства. Различают рынки: национальный (внутренний) и мировой (внешний). Выделяются рынки товаров и услуг, рабочей силы, финансовых средств, рынок ценных бумаг, патентов и лицензий. Основные элементы рынка— СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЦЕНА, которые активно взаимодействуют друг с другом.
СПРОС — желание, способность и готовность субъекта приобрести товар, продукт или информацию. Желание само по себе не эквивалентно спросу: потребитель должен иметь фонды, чтобы превратить желание в спросе, и соответствующие права на это.
Различают следующие виды спроса:
- — ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС (ЭФФЕКТИВНЫЙ СПРОС) — спрос на товар при условии цены, которую готов заплатить покупатель и которая обеспечивает прибыль, оправдывающую издержки производства.
- — ЦЕЛЕВОЙ (ВТОРИЧНЫЙ) СПРОС — спрос на товары и услуги, возникающие не сам по себе, а в связи с уже приобретенными товарами или услугами.
- — РЫНОЧНЫЙ СПРОС — зто спрос, который выражается в таком количестве товара, которое будет куплено определенной группой покупателей в определенном регионе в определенный период на определенных торговых предприятиях при наличии определенной программы маркетинга.
- — СПРОС НА ТОВАРЫ ФИРМЫ — доля фирмы в общем РЫНОЧНОМ СПРОСЕ.
Состояние спроса тесно связано с ценой, которая назначается за товар, в каждый момент времени существует множество вариантов сочетаний «спрос — цена». Каждой возможной цене соответствует возможный спрос. Пары «спрос — цена» образуют кривую (функцию) спроса. Типичный вид функции спроса — обратная зависимость от цены, то есть чем выше цена, тем ниже спрос. Кроме как под влиянием цены, цроисходят изменения спроса, связанные с видами и предпочтениями, доходами, потребителя, ценами других товаров (товаров-заменителей или товаров-дополнителей), ожиданиями потребителей относительно цен и доходов.