82. Деятельность менеджеров
Деятельность менеджеров. Никакая система менеджмента не может функционировать без самих менеджеров. Менеджеры являются вдохновителями и создателями любой системы менеджмента. Их важнейшая задача — не самим выполнять работу, а организовывать других для ее выполнения. Менеджер — это не просто специалист по управлению, это человек, ответственный за весь процесс деятельности персонала и фирмы.
О роли менеджеров ярко свидетельствуют фразы: «выбор места работы нужно начинать с выбора руководителя»; «хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей»; «когда дела идут плохо, меняют не рабочих, а руководителей».
Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации.
Менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет, каковы они должны быть. Он определяет конкретные задачи в каждой группе целей. Он решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей. Он делает их эффективными, сообщая их другим людям, чья работа нужна, чтобы их достичь.
Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, необходимые для выполнения целей. Он разделяет их на управляемые проблемы, а эти проблемы — на управляемые трудовые задачи. Он группирует эти проблемы и задачи в организационную структуру и выбирает людей для их выполнения.
В третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы. Он делает это с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое «качество трудовой жизни», вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании* И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.
Четвертый главный элемент в работе менеджера — измерение. Он устанавливает единицы измерения, добиваясь чтобы у каждого человека были показатели, сориентированные на работу всей организации и, в то же время, на работу данного индивида. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.
Наконец, в-пятых, он способствует росту людей, включая себя самого. Упомянутое качество трудовой жизни в одной из возможных интерпретаций представляет собой как раз совокупность условий, способствующих росту членов организации.
В менеджменте взаимодействуют два компонента, тесно связанных между собой: способность менеджера сделать деятельность фирмы эффективной (прибыльной), и трудовая активность и творчество персонала, направленные на достижение этой же цели.