39. Эластичность спроса
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА — показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара.
Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов покупателей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходам. В нашем случае рассматривается первый вариант эластичности спроса, связанного с ценой товара.
Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой, нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичный. Возможны варианты, когда спрос оказывается совершенно эластичным или совершенно неэластичным.
Эластичность спроса измеряется количественно через коэффициент эластичности (Кэс) по формуле:
Эластичный спрос характеризуется сильной реакцией покупателей на изменение цены. При снижении цены на каждый процент величина спроса возрастает больше, чем на 1 %.
Неэластичный спрос означает слабую чувствительность (реакцию) покупателей на изменение цены товара. В данном случае приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый процент снижения цены этого товара. При повышении цены на товар его реализация не уменьшается в такой же пропорции.
Спрос с единичной эластичностью занимает промежуточное положение между эластичным и неэластичным спросом, когда увеличение цены, например, вдвое, приводит к снижению количества покупаемого товара ровно вдвое. В данном случае общая выручка от реализации товара оказывается одинаковой.
Как правило, существуют товары с разной эластичностью по цене. В частности, хлеб и соль являются примерами неэластичного спроса. Повышение или понижение на них цен в целом не влияет на количество их потребления.