79. Рационалистический менеджмент
Рационалистический менеджмент исходил из того, что фирма •является «закрытой системой» и ее успех на рынке зависит прежде всего от внутренних резервов (рационализации производства, эффективности труда). Решающее значение отдавалось контролю со стороны высших руководителей за всеми видами деятельности персонала и четкое выполнение указаний сверху.
Маркетинговый или ситуационный менеджмент строится на новых подходах. В частности, фирма считается «открытой системой». Ее успех связывается не столько с внутренними ресурсами (материальными, людскими, финансовыми), а сколько со способностью вписаться во внешнюю среду и приспособиться к ней. Ситуационный подход для фирмы означает, что все построение системы управления основывается на ответной реакции на различные воздействия внешней среды. Фирма приспосабливается к выявлению новых проблем и выработке новых решений.
Ситуационный (маркетинговый) менеджмент в качестве исходных предпосылок берет следующие:
- — фирма рассматривается как живой организм, состоящий из индивидуальностей, объединенных совместными ценностными установками, как, например, «семья»;
- — фирма должна быть нацелена на постоянное обновление, чтобы приспособиться к внешним факторам, главным из которых является покупатель;
- — ставка делается не на «человека-исполнителя», а на «человека самореализующегося».
Менеджмент сегодня — это постоянные изменения и непрерывное совершенствование. Специалисты считают, что не существует идеальной и единой модели менеджмента. Для каждой фирмы менеджмент является уникальным. Есть лишь общие закономерности и элементы, которые используются, как правило, всеми.
В современных условиях система управления фирмой должна быть простой и гибкой, чтобы быть конкурентоспособной. По мнению специалистов, она должна иметь такие характеристики:
- — небольшое число уровней управления;
- — небольшие подразделения/укомплектованные меньшим числом, но более квалифицированными специалистами;
- — трудовой коллектив, основанный на малых группах (командах) специалистов;
- — производство товара и организация работы, ориентированные на потребителя.