80. Структуры управления
Организационные структуры управления фирмой. Менеджмент, основанный на системном подходе, рассматривает фирму (организацию) как множество связанных и упорядоченных между собой элементов, которые обладают целостностью и образуют единство с внешней средой. В организации фирмы обязательными элементами являются:
- — цель, задачи фирмы;
- — группировка задач для определения видов работ;
- — группировка видов работ в подразделениях фирмы;
- — делегирование полномочии, распределение ответственности и определение иерархии управления;
- — создание условий, побуждающих работников вносить максимальный вклад в достижение целей фирмы;
- — организация системы коммуникаций, обеспечивающей эффективность принятия решений, контроля и координации;
- — построение единой организационной системы, обеспечивающей согласованную деятельность всех, подразделений фирмы и чувствительность к изменениям внешней среды.
Ключевым элементом организации менеджмента является структура управления фирмой. Существуют различные типы организационных структур управления: линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная, матричная множественная.
Линейная структура включает два элемента: один занят производством, другой — реализацией товара. Ясно и четко определяются права и обязанности всех участников. Она используется в небольших фирмах с однородной и несложной технологией. Управление осуществляется по схеме: начальник (директор) управляющий производством – мастер производства – исполнители -рабочие).
Линейно-штабная структура образуется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководителе. Например, при управляющем по производству создаются службы (штабы): снабжения, сборки, упаковки, транспортировки и т.д.
Функциональная структура представляет собой модификацию линейно-штабной структуры. Разница в этом, что персонал штабов в отличие от линейно-штабной структуры наделен не совещательно-исполнительными правами, а правом руководства и принятия решений.
Дивизиональная структура строится не по функциональному признаку, а по продуктам, рынкам или по группам обслуживаемых потребителей. Каждое подразделение рассматривается как «центр реализации», «центр прибыли», «центр инвестиций». Администрации фирмы подчиняются только общие отделы (финансовый, юридический и др.).
Матричная структура состоит из постоянных органов (центральная служба фирмы, служба функциональных управляющих) и формирующихся групп конкретных новых продуктов или проектов. Она используется фирмами, продукция которых имеет относительно короткий «жизненный цикл» и часто меняется. Для решения проблемы в такие группы из функциональных отделов направляются сотрудники и необходимые ресурсы. После решения задач все возвращаются в свои отделы.
Множественная структура использует одновременно различные организационные структуры управления. Это делается в крупных и многопрофильных фирмах.
На практике из рассмотренных схем организационных структур управления выбирается какая-либо за основу и дополняется особенностями фирмы.