100. Категории
Для принятия решения о производстве нового товара используют различные категории:
1. Рыночные:
- потребность в изделии;
- перспектива развития рынка;
- степень конкурентноспособности изделия;
- степень стабильности рынка.
2. Товарные:
- технические характеристики (наличие уникальных свойств и возможность патентования);
- упаковка; •
- цена.
3. Сбытовые:
- увязка с ассортиментом выпускаемой продукции;
- возможность реализации (в том числе через существующую сбытовую сеть);
- реклама. ^
4. Производственные:
- наличие необходимых мощностей и персонала;
- сырьевые ресурсы;
- инженерно-техническое обеспечение.
Оцениваются критерии по простой шкале «выше среднего— средние — ниже среднего» по факторам, которые: объединяются на основе ключевого критерия. Относительный вес каждого фактора определяется в зависимости от его предполагаемого значения для фирмы.
В зависимости от конкретных условий ключевые критерии различаются. Приведем два примера. Крупное предцриятие оборонной промышленности, давно и успешно работающее, в связи с конверсией переходит на выпуск товаров народного потребления. На предприятии сложился большой» с определенной квалификацией коллектив, утвердились технологические связи, стабильный, давно определившийся круг поставщиков. При принятии решения о том, какой именно товар производить, руководство ориентируется прежде всего, на производственные критерии, посколлку условия производства трудно изменить на таком большом предприятии. Поэтому такое предприятие будет ориентироваться на выбор такого товара, который можно будет выпускать с минимальной перестройкой производства.