38. Спрос
СПРОС — количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.
Спрос отличается от потребностей тем, что он выступает как реальный покупательский спрос, т.е. платежеспособный спрос. Иными словами, спрос— это всегда денежное выражение величины потребности в продуктах и услугах.
Основным свойством спроса является то, что при неизменных прочих условиях снижение цены товара ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот, повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. Обратную связь между ценой и величиной спроса называют законом спроса.
В первую очередь цена товара препятствует потребителю с ограниченными средствами совершить покупку. Вместе с тем, снижение цены делает покупку доступнее аналогичных по качеству, но более дорогостоящих товаров. Напротив, повышение цены товара заставит потребителя покупать его в меньшем количестве или вообще отказаться от покупки, отдав предпочтение его более дешевому заменителю. В противном случае возросшие расходы на данный товар заставят потребителя сократить покупки других товаров или услуг.
Наглядно эту зависимость можно изобразить на графике в виде нисходящей кривой, где величина спроса фиксируется на горизонтальной оси, а цена —. на вертикальной оси графика.
Кривая показывает, какое количество товара будет продано в течение конкретного промежутка времени по разным ценам. При уменьшении цены с Ц1 до Цг объем продаж возрастет с Ki до Кг.
Спрос принято характеризовать так называемой эластичностью (плавностью, мягкостью).