37. Две категории
Конъюнктура рынка зависит от многих факторов: масштабов производства, размеров потребностей людей, денежных доходов, уровня цен на товары, организации торговли, рекламы, моды и т.д.
Концентрированное воплощение конъюнктура рынка находите двух фундаментальных категориях — спрос и предложение, которые имеют первостепенное значение для современного рынка.
О значении спроса и предложения для жизни современного человека свидетельствует фраза:
«Научите попугая произносить слова »спрос и «предложение» — и перед вами экономист!”. В этой язвительной шутке большая доля правды, так как, по существу, эти простейшие экономические рычаги — спрос и предложение — способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.
Макконнелл К., Брю С. Экономикс. 1992.
Спрос и предложение лишь на первый взгляд кажутся простыми и понятными категориями рыночной экономики. На практике они представляют огромную сложность как для производителей (неизвестен точный спрос на товар), так и для потребителей (неизвестно предложение и изменение цен). В частности, предпринимателей интересуют не идеальные желания потребителей, не их фантазии и мечты. Для предпринимателей важны те потребности, которые покупатели в состоянии оплатить.