90. Среды
Демографическая среда то есть состав населения по полу, возрасту, месту проживания, семейному составу, производителя интересует с двух точек зрения. С одной стороны, это — наличные и будущие трудовые ресурсы, рабочая сила, качество которых определяется не в последнею очередь демографическими характеристиками населения. С другой стороны.— это потенциальные покупатели. Особое значение это имеет для производителей товаров народного потребления. Хотя, в условиях их катастрофического дефицита, в нашей стране трудно привести пример затоваривание каким-либо товаром, видом продукции из-за неучета демографического фактора.
Культурная среда, общество представляет собой группы людей, различающихся по своим убеждениям, ценностям, нормам. Они имеют различные культурные характеристики. Все это определяет их разные интересы и поведение на рынке. Что следует учитывать прежде всего?
Основные культурные ценности, которые сохраняются в обществе, изменить очень трудно, их следует принимать как закономерность. В нашей стране такими распространенными для большинства ценностями являются: наличие постоянной работы, создание семьи и забота о ней. Установки же людей подвижны, чем господствующие культурные ценности. Те, кто занимается маркетинговой деятельностью, вряд ли могут повлиять на ценности. Например, ценность брака, свадебной церемонии не поддается какому-либо влиянию. Но предприятия могут предлагать различные варианты свадебного путешествия для тех или иных групп населения — юных пар, более состоятельных людей, тех, кто празднует серебряную свадьбу. Такие установки пока мало распространены среди нашего населения, но предложение качественной услуги может их стимулировать.
Другим моментом является тот факт, что каждая культура имеет свою субкультуру. На них может ориентироваться производитель. Примером является молодежная мбда, учитывающая наличие молодежной субкуьтуры в нашей стране.