Окупится ли новая система сотовой связи?
14/05/2010
Именно такой вопрос сейчас задают себе эксперты сотового рынка. Крупнейший российский телекоммуникационный игрок – АФК “Система” – работает над созданием инновационного стандарта сотовой связи. Появится он в результате улучшения уже существующих способов.
Понятно, что эта идея должна была понравится президенту, более того, не исключено, что по указанию Медведева такие работы и были начаты. Глава страны на встрече с главным акционером “Системы” – Владимиром Евтушенковым – упомянул о том, что нашей стране нужны новые разработки, которыми бы пользовались во всем мире, и разработка подобного стандарта как нельзя лучше отвечает этим требованиям. Евтушенков похвастался, что за последние два года его компания выделила на научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки (НИОКР) около трехсот семидесяти миллионов долларов.
Сумма внушительная, но, тем не менее, в относительном выражении вполне обычная. Компания телекоммуникационного сектора вообще очень много тратят на перспективные исследования – около 15% собственного бюджета. Это делается для того, чтобы не отставать от этого очень быстро растущего и изменяющегося сектора потребительского рынка. Другой вопрос – на что эти средства тратятся. Стандарты связи сейчас в мире представлены в избытке – это и UMTS (стандарт 3-го поколения), и GSM и CDMA-2000, но понятно, что рано или поздно появятся новые, и к этому надо готовиться.
Но проблема состоит даже не в том, чтобы просто создать новый стандарт – с этим умные головы “Системы” вполне могут справиться. Основная проблема заключается в том, как заставить мир принять этот стандарт – ведь одновременно наверняка появятся и конкурирующие способы связи. Стандарту, созданному в одной конкретной стране, крайне трудно стать мировым. Пожалуй, единственным исключением можно считать пример Китая, где возник стандарт связи третьего поколения и быстро распространился по планете. Но его успех, во-первых, можно объяснить тем, что сама китайская экономика довольно велика, и уже одно использование этого стандарта внутри нее дало кумулятивный эффект, который распространился по всему миру. Во-вторых, в Китае существует очень мощная отрасль производителей телекоммуникационного оборудования, которые смогли в достаточных количествах создать соответствующие приборы для нового стандарта.
В обоих пунктах российской экономике до китайской очень далеко. Поэтому перспективы окупаемости нового стандарта связи пока представляются очень туманными.
Метки:потребительский рынок, телекоммуникации