Закон о торговле: работа продолжается
26/03/2010
Несмотря на то, что закон о торговле действует уже почти два месяца (принят он был, напомним, первого февраля текущего года), реального его воздействия ощутить пока сложно. Оно и понятно – пока что работает так называемый переходный период, в течение которого все детали механизма должны получить должную обкатку. Напомним вкратце, в чем суть этого закона.
Закон о торговле имеет основной своей целью снизить тот диктат торговых сетей, который, по мнению правительства, существует сейчас. Чиновники хотят, чтобы большая часть цены формировалась производителем, а не посредником. Скажем, ситуация, когда молоко у фермеров покупают за 7 рублей, а конечный продукт продают по 30, конечно, довольно странная. Но надо подумать еще и вот о чем. Ведь продукт надо от производителя еще доставить на перерабатывающие фабрики, произвести там соответствующие манипуляции, упаковать продукт, отвезти его в магазин и поделиться еще с торговой сетью. Явно, что эти затраты в пересчете на литр составят больше, чем 7 рублей.
Еще одна значимая задача закона – ограничить двадцатью пятью процентами долю рынка для одного игрока (борьба с монополизмом). Хорошая новость для торговых сетей заключается в том, что антимонопольная служба страны уже уведомила их, что при контроле этого показателя не будет учитывать теневой оборот, который, по разным оценкам, составляет от восьми до десяти процентов общего объема продаж.
Кроме того, будет определен список социально значимых товаров. Если на них резко повысятся цены (критерий “резкости” пока тоже не определен), то госорганы смогут на три месяца зафиксировать цены. Механизм, конечно, далеко не рыночный, но и относиться он будет далеко не ко всем товарам.
Удивительно, но ритейлеры в основном закон поддерживают. Порядок в торговле наводить было пора давно, и старт этому процессу дан. Конечно, придется еще утрясти множество узких мест, провести кучу консультаций, дописать кипу законодательных инициатив, но состав уже тронулся с конечной станции.
Метки:потребительский рынок, спрос, статистика