Сбербанк России
Сбербанк России родился уже больше полутора сотен лет назад – в 1841 году, когда населению страны впервые была предоставлена возможность делать вклады и реализовать сберегательную функцию денег. Правда, это осуществлялось в форме нескольких сберегательных касс. Окончательно преобразованы в единую структуру они были только накануне распада СССР – в 1988. И совсем скоро слова “вклады в Сбербанке” стали синонимом рассыпающейся горстки пепла в руках. Начиная с 1991, гиперинфляция в считанные дни обесценила все вклады. Однако не стоит скатываться к примитивной фразе “У нас все украли”. Никто не крал. Деньги по-прежнему в Сбербанке. Только инфляция превратила их почти в ничто. Здесь вопрос не к правительству Гайдара, которое делало ошибки, но уж в “воровстве” вкладов никак заподозрено не может. Вопрос в том, почему вклады в Сбербанке ничем не были обеспечены. Золотой запас СССР истратил отнюдь не Гайдар, а товарищи-советские министры до него. Граждане, доверяя государству, делали свои вклады, не подозревая, что висят на волоске. На свои деньги на мировом рынке они не смогли бы купить ничего – за советский рубль в то время реально “могли дать в морду”. Был шанс реализовать деньги крупными покупками внутри страны, но додумались до этого единицы.
На настоящий момент контрольный пакет Сбербанка РФ принадлежит Центробанку (около 60%), остальные акции распределены между бесчисленным множеством мелких (миноритарных) акционеров. Банк имеет семнадцать территориальных подразделений по все России.
Что касается операций с физическими лицами, то тут Сбербанк – несомненный лидер, занимая более половины рынка. Как правило, это – пенсионеры и другие малообеспеченные слои населения, которые, несмотря на шок 1991 года, по-прежнему “доверяют государству”. Соответствует этому и качество обслуживания клиентов довольно низкое.
В конце 2009 года Сбербанк озаботился ребрендингом (сменой фирменного стиля). Не очень понятно зачем это надо – одной сменой вывесок (а одна такая смена стоит десятки тысяч рублей) новых клиентов не привлечешь. А перестраивать архаичную схему управления и менять устаревшие бизнес-процессы, по-видимому, никто не собирается.