23. Охрана прав потребителей
ОХРАНА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ — общественное движение и административно-правовая деятельность государства по защите интересов и прав потребителей.
Почти 30 лет назад в США приняты законы: «Закон о контроле качества мясных продуктов» (1965 г.); «Закон об отражении истины на упаковке и маркировке товаров» (1966 г.); «Закон о безопасности потребительских товаров» (1972 г.).
В последнее десятилетие движение за охрану прав потребителей приобрело мировые масштабы. Эти вопросы решаются теперь на международном уровне.
В 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. В их числе:
- - обеспечение физической безопасности потребителей;
- - разработка норм безопасности и качества потребительских товаров и услуг;
- - усиление контроля за недобросовестной конкуренцией;
- - распространение надлежащей информации о «вредителях»;
- - разработка процедур компенсации потребителям за ущерб, нанесенный в результате нарушения потребительских прав.
В странах бывшего Советского Союза, где рынок теперь забурлил на каждой улице (каждом стадионе), ситуация иная. Получилось так, что покупатель (потребитель) оказался в полной власти продавцов, а продавцы – вне контроля со стороны государственных властей. Практически некому защитить права покупателей.